Вопреки ожиданиям скептиков, на этот раз диверсионные меры не списали на действия "неподконтрольных добровольческих батальонов" или "радикальных националистов", а сразу возложили ответственность на ГУР МО Украины. Честно скажем, неожиданно. Представлялось, что и на этот раз российские органы будут выгораживать партнёров до последнего.
Но на этом неожиданности заканчиваются. Признание факта подготовки терактов и диверсий военными другой страны, да ещё с инцидентами, приведшими к гибели собственного военнослужащего, не повлекло ровным счётом никаких последствий! Наоборот, заявление составлено в духе приснопамятного "в Багдаде всё спокойно": агентурная сеть ликвидирована, меры безопасности усилены, возбуждено уголовное дело, вопрос исчерпан. Всё!
Два часа спустя после заявления ФСБ на пресс-конференции с Саргсяном Путину задают вопрос о ситуации в Крыму, в ответ на который он разражается бурной тирадой "Мы примем дополнительные... дополнительные... дополнительные меры" и заявляет, что "в этих условиях встречаться в нормандском формате, тем более в Китае, бессмысленно" (отдельный привет тем, кто узрел в этой тираде "признание агрессии Украины", ага, дрежите карман шире). Впрочем, оцените "красоту игры" сами.
Но постойте! О встрече в Китае министр Лавров объявил поздно вечером 8 августа, когда в Крыму уже два дня как развернулась бурная "борьба с терактами". И тем не менее, это никак не помешало министру заявить о полной поддержке украинской инициативы о встрече в Ханчжоу. Более того, вчера вечером он говорил по телефону со Штайнмайером, и хотя в пресс-релизе о подготовке встречи не сказано, вряд ли они совсем не затрагивали эту тему. И что настораживает, от МИДа до сих пор никакой реакции на заявление ФСБ не последовало. По логике, это должна была прокомментировать хотя бы Захарова. Но – тишина! Даже дежурной озабоченности нет.
Складывается впечатление, что заявление ФСБ обнародовали специально как повод для того, чтобы публично съехать с темы и отменить встречу нормандской четвёрки, о которой уже начал договариваться МИД. Отсюда и удивительное, на первый взгляд, обвинение минобороны Украины напрямую, а не перевод стрелок на "радикальных националистов". Нужна была привязка именно к официальным структурам Украины для обоснования отказа от встречи. Потому как никакой другой реакции от российских официальных лиц нет, и никаких других шагов Москва, похоже, предпринимать не собирается. На сбитый турками Су-24 ответили хотя бы карикатурными "помидорными санкциями", а тут и этого не будет.
Если это действительно так, то, выходит, вынесением на публику факта нападения Украины на Крым мы обязаны только длинному языку министра "Д,Б" Лаврова, которого надо было как-то дезавуировать. Без этого реальный casus belli был бы благополучно заметен под ковёр и проигнорирован не только властями, но и прессой. Занятно. А ещё возникают параллели с сорванным саммитом нормандской четвёрки в Астане, вместо которого началась утилизационная эскалация под Дебальцево...
Посмотрим, будут ли кремлины раздувать эту историю или дело ограничится сегодняшними заявлениями. Судя по тому, что огласили фамилию задержанного диверсанта, дело могут и раскрутить, но, разумеется, без выхода за флажки и чрезмерного давления на "украинских партнёров". В целом, процесс идёт строго по пути описанной нами "Тактики салями": градус повышается постепенно, но каждое его повышение спускается на тормозах и остаётся без какой-либо реакции.
Статья на Политпрогнозе
Другие наши публикации на тему событий в Крыму и созыва нормандской четвёрки:
"С чего начинается паника. О происходящем в Крыму"
"Хунта созывает нормандскую четвёрку в сентябре. Но зачем?"
"Крым: дело намного серьёзнее"