politnotes (politnotes) wrote,
politnotes
politnotes

Categories:

Штурм Берлина

Завтра в Берлине состоится очередная встреча министров иностранных дел нормандской четвёрки. От неё ожидают конкретных решений, открывающих дорогу быстрому сливу. Ведь, по большому счёту, это последний шанс организовать слив по минской схеме до конца текущего года.

Стороны явно настроены на то, чтобы добиться результата, - за день до встречи в Берлин отправятся заместители министров для предварительного согласования деталей. Но вот какого именно результата они хотят добиться, ясно не до конца.

С одной стороны, продолжают озвучиваться намёки на то, что целью давления Запада данном этапе является не выполнение всей минской последовательно полностью, а лишь принятие укрохунтой закона о местных выборах, чтобы можно было говорить о номинальном выполнении Киевом минских договорённостей и невыполнении их Москвой и республиками Донбасса. Об этом написал в своём блоге экс-посол США на Украине Джон Хербст и подтвердил в интервью Роман Бессмертный.

РБК-Украина: Как мне кажется, позиция Нуланд сейчас звучала так: вы примите этот закон, и пусть Россия проведет там выборы. Или это не так?

Роман Бессмертный: Это позиция: выполните свою часть Минских договоренностей, они все равно ничего делать не будут.


С другой, укрохунта небезосновательно опасается того, что принятие закона откроет путь местным выборам, которые Москва может провести в одностороннем порядке, если Киев продолжит их блокировать. Гипотетически, эту тактику "принять все нужные бумаги и перебросить мяч РФ" Украина могла реализовать уже давно, но вместо этого заблокировала политический аспект урегулирования по прошествии месяца после заключения Минска-2 и продолжает всячески тормозить даже переговорный процесс по этому вопросу. К тому же, ещё прошлой осенью в Париже лидеры стран нормандской четвёрки условились, что местные выборы должны пройти в течение 90 дней после принятия закона.

Ну и самое главное, время, когда Киев мог принять какой угодно закон о выборах на своё усмотрение, давно прошло. Даже по минскому Комплексу мер согласование "модальностей" выборов должно проходить с участием "представителей отдельных районов". Но укрохунта сама сделала всё для того, чтобы вывести этот процесс с двустороннего на многосторонний уровень и превратить вопрос о выборах в предмет переговоров нормандской четвёрки, в том числе регулярно педализируя идею направления миротворческой миссии. Увязав в единое целое вопросы выборов и "безопасности", Киев поставил себя в зависимость от договорённостей в рамках нормандской четвёрки (потому что американцы заниматься выборной вознёй не хотят), и теперь не может сам принять "абы какой" закон о выборах.

Но задача максимально затормозить достижение подобных договорённостей тоже не из лёгких. Особенно в условиях полной податливости Москвы вплоть до сакраментального "Чего изволите?". По словам отбывшего сегодня в Берлина заместителя министра иностранных дел Григорий Карасина, российская сторона подготовила "целый сет предложений" для ускорения выполнение минских соглашений. Можно только догадываться, на какие новые уступки и прогибы готов пойти Кремль ради быстрого слива, хотя уже всем стало ясно, что никаких дивидендов, даже предвыборной передышки, это ему не принесёт.

Из оговорок Карасина можно понять, что Москва предлагает устранить связь между выборами и "безопасностью" и продвигаться "на политическом треке" вне зависимости от достижения договорённостей по военным аспектам процесса, включая миссию ОБСЕ.

Внезапные трудности с этой миссией, а именно неготовность ОБСЕ брать на себя дополнительную ответственность и переходить в вооружённый, квазимиротворческий формат, служат прекрасным инструментом торможения всего урегулирования украинской стороной. Насколько можно судить, Киев использует эту позицию ОБСЕ для выдвижения новых требований в части полного вывода "военторга" до выборов. Однако, по сообщениям СМИ, Виктория Нуланд в ходе недавнего визита дала однозначно понять, что полного вывода до выборов не будет, а будет только складирование тяжёлого вооружения в обозначенных местах и контроль со стороны ОБСЕ.

Правда, что там сказала Нуланд - это одно, а переговорная позиция укрохунты - несколько другое. При нынешних методах "стимулирования", применяемых Западом по отношению к Киеву, заставить его выполнять все "указивки" из-за океана невозможно, что, кстати, подтверждает и Бессмертный. Но если Запад и РФ смогут договориться о формате миссии ОБСЕ, украинской стороне будет крайне трудно "отбиваться".

Что касается Москвы, то она явно опасается того самого "перебрасывания мяча", о котором говорит Хербст, то есть ситуации, когда ею будут сделаны все уступки в отношении миссии ОБСЕ, но выборы так и не состоятся. И неважно по чьей вине, виноватая сторона давно уже определена априори. Российской стороне нужен автоматизм между принятием закона и проведением выборов. Укрохунта требует максимальных уступок за принятие закона (никак не гарантированное ввиду позиции спикера Парубия), Москва хочет оставить переговорный рычаг после его принятия.

Откровенно гово​​ря, Кремль сам загнал себя в такую патовую ситуацию, никак не реагируя на блокирование политического процесса в прошлом году и позволяя постепенно выдавливать из себя все возможные уступки. Но кажется, понимания этого нет до сих пор, судя по готовности и дальше сдавать позиции в обмен на пустопорожние обещания партнёров.

В общем, ключевых вопросов на повестке дня завтрашней встречи два - российско-европейский компромисс по миссии ОБСЕ и компромисс с хунтой по поводу всего "военно-политического" пакета. Посмотрим, чем закончится дипломатический штурм Берлина на этот раз. В любом случае он не сможет заменить военного штурма Киева.




Tags: Запад, Новороссия, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments