politnotes (politnotes) wrote,
politnotes
politnotes

Перспективы текущего слива

Слив идёт, слив идёт,
И ему как будто рады,
Только падают снаряды
На донбасский переплёт


Да простят мне небольшое подражательство Пастернаку, но эта форма очень точно передаёт гнетущее ощущение от прогрессирующего слива, вошедшего, наконец, в ту колею, по которой можно двигаться, не обращая внимания на досадные помехи на местах.

События прошедших двух недель не оставляют ни малейших сомнений - сливной караван идёт и будет идти, пока его хозяевам будет нужно. И никакие обстрелы и срывы минских переговоров этот процесс не остановят, потому как развивается он совершенно в другой плоскости, для которой минская бодяга служит только лишь публичным прикрытием непубличных договорённостей сторон.

Единственный вопрос, который остаётся пока без однозначного ответа, - придёт ли этот процесс к желаемому результату, если представление об этом желаемом результате у ведущих игроков по-прежнему серьёзно отличается? Смогут ли нынешние переговорщики довести его до логического завершения и когда? Отсюда вытекает и другой немаловажный вопрос - а что будет после слива? Но он во многом зависит от того, когда и как произойдёт слив, поэтому вынесем пока стратегический аспект за скобки и сосредоточимся на тактическом, обобщив для ясности те вводные данные, которыми мы располагаем на данный момент.

При всём очевидном желании Москвы довершить начатое и претворить достигнутые договорённости в жизнь, дело значительно осложняется тем, что в этом процессе ей приходится иметь дело как минимум с тремя контрагентами - США, ЕС и укрохунтой, которые, как бы ни координировали свои действия, всё равно являются отдельными игроками со своими интересами и позициями. И хотя принципиальных различий в целевом плане между ними нет, - цель уконтрапупить РФ разделяется всеми "партнёрами" - способы, инструменты и сроки достижения этой цели видятся из Вашингтона, Берлина и Киева по-разному. Это существенно усложняет процесс слива, особенно в части реализации уже согласованных договорённостей, так как согласовывать приходится с одними игроками, а реализовывать должны другие.

Европейцы, как я уже писала, могут и подождать. Они уже выполнили основные задачи в рамках вильнюсской стратегии. Им нужно закрепиться на новых рубежах, выстроить с помощью ассоциации новые механизмы непрямого давления на РФ и планомерно брать под контроль российские ресурсы. Конечно, неожиданных поворотов им совсем не надо, но, по большому счёту, кроме полномасштабной эскалации с падением хунты, конфликт в Новороссии уже ничем особо не может помешать в реализации их планов. На крайний случай, ЕС готов даже на его заморозку как средство устранения дополнительных рисков.

У Штатов текущие задачи обусловлены двумя обстоятельствами - электоральной кампанией и продвижением нынешней повестки дня на Ближнем Востоке, где иранская сделка дала толчок масштабной реструктуризации региона, которую нужно направлять в нужном русле. Сложно сказать, требуются ли сейчас Вашингтону дипломатические услуги Москвы настолько, насколько они требовались на этапе иранской сделки, но цепляться за ближневосточные дела как переговорный рычаг или разменную монету Москва будет непременно. Просто потому, что больше не за что. Но Вашингтон вряд ли пойдёт на то, чтобы повторять иранский размен, не говоря уже о том, чтобы выстроить подобный механизм. Нуланд чётко дала понять, что размен - разовая акция, и увязывать украинскую и ближневосточную тематику Штаты не будут.

С электоральной кампанией вопрос тоже неоднозначный. То, что действующей администрации нужно преподнести своей общественности пэрэмогу в распиаренном вопросе укрощения русского медведя не позже весны 2016 года, уже говорилось не раз. То есть им нужен быстрый результат. Но они согласны на его получение мирным путём. Вернее, пока согласны. Хватит ли демократам мирного слива для нужного повышения рейтинга в глазах американской общественности? Будет ли мирный слив на минских условиях достаточной пэрэмогой для "партии всех меньшинств"? Пока ясности нет. Это будет зависеть от хода избирательной кампании и напора их оппонентов. Которые пока больше сосредоточены на срыве иранской сделки в Конгрессе, но которые не побрезгуют проехаться по мягкотелости и недальновидности архитекторов перезагрузки.

Ну и третья сторона - хунта. Хунте нужна военная пэрэмога. Но насколько быстрая - непонятно. Мирным сливом укропы точно не обойдутся, вопрос только в том, сможет ли Нуланд и компания заставить хунту пойти на имитацию мирного слива, чтобы отложить военную пэрэмогу на потом? И с другой стороны, сможет ли хунта спровоцировать такую военную эскалацию сейчас, чтобы сорвать планы мирного слива, который, как опасаются в Киеве, может привести к потере резонанса и утрате внимания со стороны Запада?

На данном этапе главный козырь хунты в деле торпедирования мирного слива - это местные выборы, сроки и методы проведения которых отнесены исключительно к её компетенции. Конечно, можно сказать, что вопрос с выборами Нуланд может решить так же, как и вопрос с конституцией. Может, но не решила. Что ей стоило одним махом продавить сразу специальный закон о выборах в отдельных районах? Ровным счётом ничего. Но почему-то на этот счёт нет даже внятных заявлений от Госдепа.

Кстати, если кому-то кажется, что метод грубого персонального продавливания поправок в укроконституцию говорит о полном контроле хунты со стороны вашингтонского обкома, то могу со всей полнотой сказать, что это не так. Если для простого голосования по уже неоднократно согласованному со свинятком вопросу надо вызывать в посольство каких-то фейковых укродепутатов и угрожать им всеми карами, то какой же это, пардон, контроль? Это форменное безобразие с точки зрения внешнего управления.

С другой стороны, Вашингтону невыгодно выполнять все минские условия сразу. Поступательность урегулирования открывает окно возможностей для шантажа Москвы и выбивания новых уступок. Но даже с этой точки зрения ситуация с выборами малопонятная - это даже не поправки в конституцию, их за один день не организуешь и по-тихому в посольстве не продавишь.

У хунты на этот счёт уже есть чёткий план - она апеллирует к тому, что для организации выборов ОБСЕ должна получить контроль за границей не позже, чем за три месяца до их проведения. То есть, чтобы провести выборы в конце октября, границу нужно передать уже сейчас. Но как относится к этому Запад, и готов ли поддерживать такую отсебятину своих ставленников, пока окончательно не ясно. Открыто не поддерживает. Но и не отрицает.

В общем, говорить о том, что план слива полностью согласован и неукоснительно выполняется, пока оснований нет. Да и плана как такового нет. Скорее всего, есть некие контуры компромисса, практическое наполнение которых всё ещё является предметом торга. Хунта не может сорвать этот компромисс, но может его саботировать. Правда, позиция Москвы настолько соглашательская, что даже открытый саботаж со стороны хунты не приводит к отказу от компромисса как такового. Так что если слив будет продвигаться на уровне взаимодействия со США, его (не)продвижение на уровне взаимодействия с хунтой, с точки зрения общей сливной стратегии, практически не имеет значения. Отказываться от компромисса с Западом из-за одной только неуступчивости хунты Москва не будет.

Единственным ограничением сливных усилий Кремля остаётся пока пресловутое сохранение лица (интересная дискуссия на эту тему развернулась здесь), завязанное на хотя бы номинальное выполнение сформулированных им же минских условий. Но закладываться на этот счёт не следует.

В Москве считают, что выбор стоит между двумя опциями - минским и приднестровским сценарием. Если не захотите принимать нашу сдачу на наших условиях, мы будем тянуть волынку сколько захотим. А на самый крайняк, можем пойти по абхазскому сценарию и признать ДЛНР. Только вот проблема в том, что любой из этих политических вариантов является нереализуемым без нанесения военного поражения ВСУ, то есть эскалации, которой Путин так стремится избежать.

Сам по себе факт признания ДЛНР военной ситуации не изменит, разве что создаст основания для легализации военторга, но кого сейчас испугаешь военторгом? В Кремле, кажется, совершенно не замечают того, насколько изменилось положение на местах, и продолжают питать иллюзии, что "мы до Киева за пять дней дойдём". Одного только публичного объявления о легальном (на их взгляд) размещении ВС РФ в ДЛНР, по мнению хранителей вертикали, достаточно для того, чтобы ВСУ разбежались кто куда. Но даже этот вариант они всерьёз не прорабатывают, а только придерживают на самый крайний случай, если дорогие партнёры наотрез откажутся принимать минский слив. Признание пока - это мулька, инструмент переговорного торга, очередной политический блеф, не более.

А без подвижек в военной плоскости хунта будет реализовывать пресловутый "план Горбулина", локальными ударами, массовыми обстрелами и экономической блокадой добиваясь мелких пошаговых уступок и деморализации населения ДЛНР до той степени, когда любой вариант мирного урегулирования потеряет всякий смысл. Спокойного Приднестровья, где единственной статьёй расходов является экономическое содержание территории, в Донбассе не получится.

Тут ещё нужно добавить, что минский слив как способ снятия санкций с течением времени теряет свою ценность. По некоторой информации, в ближайшее время ожидается утверждение действующего пакета санкций в Конгрессе (на данный момент они утверждены только распоряжением Обамы), что приведёт к его формализации и неизбежной консервации. Потому как в данном случае отменить их можно будет тоже только решением Конгресса. А что это значит, можно понять на примере печальноизвестной поправки Джексона-Веника, - повышение публичной значимости вопроса и снижение возможностей для непубличного торга. В таком случае, из стимулов выполнять минский сговор у Москвы останется только стремление покончить с этой уже ненужной и бесперспективной вознёй у своих границ.

В итоге, полное претворение в жизнь минского слива представляется на данный момент негарантированным. Сливной караван пройдёт какой-то отрезок по проложенной Нуланд и Карасиным колее и упрётся в очередную точку бифуркации, для преодоления которой потребуется согласование новых уступок, как это неоднократно происходило за последние месяцы. Но дойдёт ли он до конечного пункта назначения, который ещё предстоит определить, или застрянет в очередной трясине? Вот в чём вопрос.

Tags: ЕС, Новороссия, Россия, США
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 94 comments