Встрявать в эти споры себе дороже, нервы надо беречь. Однако ситуация дошла до такого уровня, что молча наблюдать, как мир сходит с ума, уже не получается. В том числе и потому, что многие вполне благонамеренные люди в условиях крайне нервного напряжения рискуют превратиться (или уже превратились) либо в жертв происходящего безумия, либо в орудия в руках управляющей структуры, это безумие нагнетающей, либо и в то, и в другое одновременно. В этой связи хотелось бы проговорить ряд моментов, которые, на мой взгляд, следует принять за точку отсчёта, базовые исходные положения и на основе которых выстраивать дальнейшие рассуждения.
«Синхронность, Ватсон, синхронность»
Суть многочисленных прений можно свести к одному простому противоречию: что реальнее – вирус или проект социальных преобразований, запущенный под вывеской вируса.
На самом деле, реальны оба. Вирус(ы) действительно существует(ют). Но существует(ют) и проект(ы). Воспринимать их отдельно друг от друга и противодействовать только одному злу – значит, видеть только одну часть картины и закрывать глаза на остальные.
Уж слишком синхронно произошло заражение ключевых регионов мира, независимо от степени и интенсивности взаимодействия с якобы первично заражённым Китаем. Тенденция прослеживается как раз обратная: от Китая его соседи отгородились вовремя и эффективно, а потом как будто разом «забыли» отгородиться от других якобы спонтанно возникающих очагов.
Слишком синхронны и одинаковы принятые меры. И одинаково половинчаты по сути, полулегальны по статусу и сомнительны по своему эффекту.
Синхронны и шаги по их ослаблению и отмене, выглядящие крайне нелогично в условиях нарастающего немалыми темпами количества заражений.
Можно допустить олигофрению отдельного Трампа или кретинизм отдельного Путина, но допустить синхронный идиотизм центральных правительств почти всех государств мира, включая ведущие мировые державы, одновременно – это уже чересчур. С ума, может, необязательно сходят поодиночке, но уж точно не все сразу одним махом.
В глобальном масштабе сделано всё для того, чтобы организовать ползучее вялотекущее распространение вируса и списать его на якобы недостаточно эффективные карантинные меры или недостаточное соблюдение их несознательным населением. Трагедия разворачивается в традиционном для ПЧА режиме хронического перманентного страдания, на этот раз не локального, а практически глобального охвата.
При этом центральные власти как будто парализованы и неспособны адекватно реагировать на происходящее, но при этом являются основными объектами критики со всех сторон – как от тех, кто недоволен несвоевременным и недостаточным введением ограничений, так и от тех, кто испытывает неудобства от этих ограничений. На примере РФ это особенно бросается в глаза.
Методички, кругом одни методички
Информационное сопровождение распространения вируса тоже не оставляет сомнений в едином центре управления процессом. В обществах циркулирует один и тот же набор аргументов для всех участников спора, регулярно подкрепляемый «авторитетными мнениями» самых разнообразных «специалистов» – от академиков до обычных практикующих врачей – и результатами прорывных «исследований» на любой вкус и цвет.
При этом разъяснительная кампания со стороны властей опять-таки велась крайне вяло и неэффективно. Общество не было грамотно подготовлено к ограничительным мерам, они были спущены с бухты-барахты решениями региональных властей, не подкреплёнными какими-то внятными критериями и факторами, а потому выглядящими полнейшим произволом.
Истеричное запугивание с одной стороны наталкивается на не менее истеричное отрицание с другой. На каждого «мясникова» с «простогриппом» найдётся свой «соловей» с «тысячами жертв, которых от нас скрывают».
Можно, конечно, проделать титаническую работу и раскопать всех причастных, выяснить, кто первый начал, и заклеймить всех, кто подхватил. Только это мало что даст.
Во-первых, потому что за это время на основе этих методичек уже успело сформироваться общественное мнение. И уже нет смысла клеймить отдельных «саботажников» и «скептиков», так как многие искренние незаангажированные люди сформировали свою позицию по отношению к «недокарантину», и позиция эта варьируется в диапазоне от «некоторых сомнений» до «полного отрицания». И чем очевиднее будет провальность этого «недокарантина», тем больше будут прорываться наружу раздражение, гнев и сопротивление. И не то чтобы совсем необоснованные, но тоже не совсем здравые.
А во-вторых, потому что это опять-таки однобокий подход к вопросу – видеть тех, кто раскручивает вирус(ы), и не видеть тех, кто раскручивает проект(ы). Бросать все силы на борьбу с пропагандой, ведущей к распространению вируса, и не замечать при этом пропаганду, ведущую к порой необратимым социальным преобразованиям, несколько недальновидно.
Но самое главное, растрачивая и без того скудные в таких нервозных условиях силы на, будем говорить откровенно, выявление и разоблачение третьеразрядных агентов, запущенных в публичное пространство, мы теряем ресурс, который нам очень пригодится, когда придёт пора подводить итоги этого грандиозного трагического фарса, и отстаиваем локальные позиции, которые весьма вероятно придётся пересматривать с высоты прошедших нескольких месяцев.
Не наша война
При таком положении дел глупо пытаться выбрать свою «правильную» сторону. Этот срач намеренно организован так, чтобы в нём не было правильных сторон и не было здоровых сил, стремящихся спасти людей, а не решить под шумок свои локальные и глобальные задачи. Влезая в этот спор, вы уже становитесь агентом ПЧА, независимо от выбранной стороны и качества аргументов.
Даже если допустить, что существует перечень мер, способных привести к полной очистке от вредного вируса, его нужно вводить так же повсеместно и синхронно, как было организовано распространение. Стоит ли задавать вопрос, кем и как это будет сделано?
У нас нет сил, готовых и способных на здоровое решение проблемы. Апеллировать с требованием ввести «правильный» карантин не к кому. А зная, какие именно силы управляют процессом, логично ожидать, что подобные требования будут использованы для ещё большего усугубления положения.
Поэтому разделять позицию «всё для фронта, всё для победы» я не спешу и никому не советую. Прежде всего потому, что победы в этой эпопее никем не планируется.
Собственно, у нас остались две меры, которые можно было бы принять в сложившемся положении и которые следовало бы принять с самого начала. Это приостановка межрегионального сообщения и полная остановка общественного транспорта в городах. Всё, что свыше этого, – бред и вредительство. Особенно в части расширения полномочий силовых структур. Да и эти меры, если их введут после пика заражения, переломными в борьбе с вирусом не станут.
Поэтому реагировать на всё происходящее следует максимально избирательно и ориентироваться на собственные интересы, а не на абстрактные представления о должном и справедливом. Мы имеем дело с крайне коварным и изощрённым противником, которому очень надо ввергнуть нас в бесплодные и заранее обречённые войны с ветряными мельницами и которому вполне по силам эти самые мельницы воздвигнуть в реальности. Но это не значит, что нам надо сломя голову нестись им навстречу.
Отслеживать, подмечать, учитывать – да. Но бросаться с головой в омут сетевых срачей и тем самым лить воду на мельницу наших врагов, а точнее распространять нужные им реакции, – нет и ещё раз нет! Нас с нашими благими намерениями уже использовали вовсю в 2014 году. Может, хватит бесплатно таскать каштаны из огня в ущерб себе и своим интересам?
Silentium. Выжить и сохранить себя
Самые трагические последствия наблюдаются в социальном плане. Чем дальше разворачивается этот кровавый спектакль, тем злее и агрессивнее люди относятся друг к другу, тем выше общая нетерпимость и готовность к насилию. А ради этого всё и затевалось. Не только, но в том числе.
Разрыв социальных связей, даже тех зачатков самоорганизации и взаимопомощи, которые наметились в прежние годы, разрыв доступных коммуникаций и площадок для коммуникаций, разрыв родственных связей. Дальше пойдёт разрыв внутрисемейных связей, потому как семья – основное место заражения. Вот это самое главное, а даже не электронный концлагерь и экономические потери!
Но цыплят по осени считают.
Сейчас, как и раньше, самой большой ценностью и задачей для всех нас остаётся банальное выживание. Выживание индивидуальное, выживание как социальных субъектов, способных к здравой оценке действительности, осознанному рациональному поведению и поддержанию социальных связей, выживание как народа со своей идентичностью. Всё, что этому препятствует, должно устраняться как можно скорее. Всё, что отвлекает, возмущает, нервирует, раздражает, вызывает агрессию. В первую очередь, информационные каналы. Не дайте выбить себя из колеи! Не ввязывайтесь в ненужные словесные баталии! Будьте в курсе, но оставайтесь над схваткой!
Изолироваться от мира полностью невозможно и не нужно. Накручивать себя постоянно тоже. Постарайтесь наладить нормальную жизнедеятельность и сохранить нормальную коммуникацию с миром. При этом соблюдайте меры предосторожности, будьте внимательны, сохраняйте присутствие духа. Делайте то, что зависит от вас, и то, что вам необходимо. Не идите на неоправданный риск, но и не впадайте в панический ужас. Не пытайтесь при этом доказать всем свою правоту и неправоту остальных. Не ориентируйтесь ни на какие посторонние точки зрения, насколько авторитетными они ни были бы. Оценивайте всё сами, опираясь на своё понимание и опыт. Но исходите из того, что вы можете ошибаться, равно как и другие люди.
Если можете наблюдать молча – наблюдайте. Если не можете молчать – не наблюдайте вообще. Молчание в данной ситуация – знак несогласия с происходящим в гораздо большей степени, чем самая пламенная тирада на какой-либо одной стороне. А время изобличать и разоблачать ещё придёт.
PS. Отдельная «благодарность» от меня лично тем, кто все эти месяцы продолжает накручивать Мигеля на тему вируса. И огромная просьба: пожалуйста, прекратите использовать энтузиазм неравнодушного человека для продвижения своих интересов, фантазий и фобий. Если вам дорого его психическое и физическое здоровье, перестаньте подбрасывать ему ссылки, новости и статьи на эту тему! Есть желание высказаться и привлечь внимание к теме – никто не мешает взять и написать самостоятельно, а не подталкивать к этому человека, у которого и без того немало проблем и забот. В конце концов, поймите, вы отнимаете время и силы не только у Мигеля!