Кампания против «Матильды» развивалась волнообразно, то затухая, то вспыхивая вновь по мере поступления различных сообщений на эту тему. Понятно, что её основные всплески связаны с активностью Натальи Поклонской, но мы здесь не будем перечислять все её действия на этом направлении. Благо, их хронологию можно найти на сайте любого информационного агентства или в соцсетях. А вот на менее известных фактах хотелось бы остановиться подробнее.
Изначально антиматильдовские акции планировались в расчёте на дату премьеры 30 марта 2017 года. Поэтому первый ноябрьский всплеск оказался не очень продолжительным и через пару недель инфоповод отошёл на второй план. В декабре его несколько подогрели выступления епископа Тихона (Шевкунова), но пока что особой остроты не наблюдалось. Похоже, что пик накала должен был совпасть с подготовкой к премьере и развернуться где-то за месяц до неё.
Но 28 декабря было объявлено о новом переносе даты премьеры, на этот раз на 25 октября 2017 года. Опять без каких-либо внятных причин. Учитель что-то там промямлил про необходимость найти «коридор» между голливудскими картинами. Однако прозвучало это крайне неубедительно.
Начало 2017 года ознаменовалось другим громким околоправославным скандалом – о передаче РПЦ Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. К слову, никаких публичных высказываний Натальи Поклонской на этот счёт в сети мне так и не удалось обнаружить. Но страсти по Исаакию на некоторое время затмили тему «Матильды». А там, тем временем, происходили интересные события – началась волна угроз в адрес кинотеатров от организации с явно пародийным названием «Христианское Государство – Святая Русь». В ответ на это режиссёр Учитель подал заявления в прокуратуру против Поклонской лично и против «общественных организаций, развязавших кампанию против фильма».
Поклонская реагирует на это новыми обращениями в прокуратуру с требованием «изучить утвержденный к съемкам сценарий фильма, не дожидаясь массовой премьеры» и «проверить законность расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на эту картину»:
Итак, на данном этапе в сюжете всплывает тема сценария и тема расходования средств. А заодно и тема немецкого актёра Айдингера. Вот интересно, кто же всё-таки эти люди, «которые просят поддержать их» и которые так хорошо осведомлены о сценарии ещё не вышедшего фильма? И почему они так вовремя вбрасывают нужные для раскрутки сюжета темы? Загадка, загадка…
То, что Поклонская затрагивает вопрос сценария, очень радует Владислава Москалёва, который в своём ФБ восторженно отзывается на эти перипетии:
Примечательно, что в этом посте Москалёв дважды подчёркивает, что Поклонская имеет за спиной поддержку РПЦ. Уверенность в этом будет проскальзывать у него ещё не раз по ходу кампании. Но откуда она взялась? Это его собственные фантазии, или он заведомо рассчитывал на такую поддержку? А если так, то кто его в этом убедил? В течение всего года в его репликах сквозит непробиваемая убеждённость, что раз к делу подключилась Церковь, значит, успех гарантирован, и Учителю придётся сдать позиции.
На следующий день Москалёв репостит новость о новых проверках, инициированных Поклонской, с припиской «Девушка копает по сути. СЦЕНАРИЙ надо изучить! И... переснять фильм :)». В комментариях он распространяется по поводу причин, по которым Учитель взял немецкого актёра на роль русского царя:
Запомните эту формулировку «продать фильм хотя бы в Германию». Позже будут и другие. Москалёв так заигрался в разоблачителя, что с трудом держит в уме мотивы, приписываемые им своему сопернику.