politnotes (politnotes) wrote,
politnotes
politnotes

Categories:

Героическая защита пустых бастионов. Расследование "Матильды"

Практически весь постсоветский период русское сознание было пронизано несгибаемым оптимистическим фатализмом в отношении грядущего неизбежного воссоединения и величия России.

Причины безальтернативности «светлого будущего» для нашей многострадальной Родины приводились самые разные: и общее уродство постсоветского устройства, которое объективно не может продлиться долго, и его нежизнеспособность в условиях расчленения единого социокультурного организма, и наличие пресловутых 83% русских в нынешнем российском государстве, и неизбывный запрос на русские лица во власти, и отсутствие какой-либо адекватной альтернативы русской идеологии для построения эффективного государства, и системообразующий статус русской технической и гуманитарной интеллигенции, без которой практически любому государству СНГ грозил коллапс. Что говорить, даже «пророчества» Ванги и иных «прорицателей» работали на укрепление этой фаталистической уверенности в том, что непременно «воссоединимся и воссияем». Надо только в нужный момент сплотиться, выйти и поддержать правильных людей. Один дружный рывок в едином порыве – и этот уродливый кадавр рухнет сам собой. Да он трясётся от одного только присутствия русского духа! Надо только поднажать!

Но каждый раз такой рывок оказывался запоздалым, а русские, поддавшиеся общему порыву, превращались в защитников уже сданного «правильными людьми» бастиона. А кадавр тем временем наступал, выгрызая по клочку русское пространство – географическое и интеллектуальное.

Каким впечатляющим и воодушевляющим ни был общественный порыв, никакого иного эффекта, кроме воодушевления, он не производил. «Ах, какой же был подъём!». Да, подъём был. Но ничего, кроме него, так и не случалось.

Постфактум выяснялось, что и случиться-то не могло, потому что всё было давно продано и перепродано, и весь подъём выливался в оборону оставленных рубежей. Битву за пустоту. Несомненно, героическую, самозабвенную, восхитительную. Пример мужества, стойкости и самопожертвования для любого русского человека.

Сколько уже таких примеров в нашей недавней истории! «Они были обречены, но сражались до последнего». Это не может не вызывать уважения, даже почитания. Это вдохновляет на новый подъём. «Можем ведь!» Да, можем. Подняться и сплотиться в одном рывке. А разобраться, кто и зачем к этому рывку призывает, понять, кто стоит за этим процессом, не покупаться на громкие слова – нет. Это выше наших сил. И даже когда факт предательства становится очевидным, когда понятно, что всё уже продано и предано, всё равно мы продолжаем вписываться, защищать и отстаивать. Хотя бы из уважения к тем, кто поднялся по призыву своей совести.

И где-то в глубине сознания тлеет надежда «А вдруг получится!». Вдруг наша стойкость сможет переломить ход событий. Предатели увидят, что их предательство себя не оправдывает. Или поймут, что незаметно предать не получится. Если мы будет стоять до конца, может, удастся предотвратить неизбежное?

Но неизбежное неумолимо наступает вопреки любым надеждам. Можно сочувствовать беркутовцам на майдане, можно героизировать защитников Славянска, можно сопереживать ополчению Донбасса. Только эта поддержка ничего не решит, когда в высоких кабинетах всё уже сдано и продано. И пока русские молились, чтобы не пал Славянск, преданные города Новороссии подавлялись один за другим.

Казалось, после такого чудовищного предательства в русской среде произойдёт переосмысление ситуации и придёт более стратегическое мышление. Однако этого не случилось. Во всяком случае, в нужной степени. И вот, через три года после Славянской эпопеи мы наблюдали новый и весьма неожиданный подъём в борьбе с фильмом «Матильда».

Признаться, это был довольно странный поворот. Сплотиться в борьбе за Новороссию – логично, достойно и оправданно. Сплотиться в борьбе против «Матильды», на первый взгляд, – несколько мелкотравчато и не совсем адекватно. Однако люди, участвовавшие в этом процессе, искренне полагали и полагают, что защищают нечто большее – русскую историю, веру, честь русских святых, русскую идентичность, в конце концов, её право на полноценное признание и утверждение в обществе без регулярных поруганий и глумлений.

Их чувства можно понять и приветствовать. Уже из самого первого трейлера «Матильды» очевидно, что речь идёт не просто о вульгарной и пошлой, но об исключительно глумливой поделке, призванной максимально уязвить православных монархистов через обсасывание вымышленных эпизодов из жизни Николая Второго, построенных вокруг личных фантазий авторов о том, как бы они вели себя, будучи членами царской семьи и имея возможность позволять себе всё, что угодно. Даже людям, не питающим симпатии к личности и достижениям последнего российского монарха, ясно, что фильм подменяет сколь-нибудь серьёзное обсуждение этой трагической фигуры и её исторической роли откровенной травлей анекдотов, не имеющих отношения ни к реальной истории, ни к основным ошибкам Николая. Он просто даёт безграничную волю пересказам злопыхателей и превращает всю тему в откровенный фарс, попутно оскорбляя своим скабрезным подходом всех, кто с превращением трагедии в фарс не согласен. Если учесть, что память о Николае Втором дорога немалой части населения, то станет понятно, что по отношению к этой части представление Николая постоянно озабоченным ловеласом с настроем персонажей «Американского пирога» имела особо издевательский и вызывающий характер.

Поэтому мы разделяем глубокое возмущение этим фильмом и осуждаем затею его создателей, в чём бы она ни состояла. Да, исходный провокационный ход авторов фильма – свести историю Николая Второго к любовной интрижке – довольно тонок в том смысле, что наносимое им оскорбление неочевидно широкой публике (неслучайно фильм ругают по совсем другим основаниям), а значит, гневную реакцию фильм должен был вызвать у незначительного  и неопасного количества населения, противопоставив его равнодушным, не понимающим причины возмущения людям, и внеся дополнительный раскол в общество. Но даже те патриоты, которые критически относятся к Николаю, должны были, в принципе, поддержать противников фильма, поскольку в фильме реальный Николай даже не критикуется, а просто проводится тотальное опошление и реальных проблем, стоявших тогда перед страной, и её истории.

В то же время, если рассматривать реакцию на этот фильм, то, к сожалению, с самого начала было мало достаточных оснований полагать, что кампания против «Матильды» выльется в подлинную защиту и утверждение русской идентичности или во что-либо полезное для укрепления русской духовности. Боюсь, мы снова в лучшем случае героически защищали пустоту. А в худшем – участвовали в чьём-то пошлом спектакле по дискредитации русской идеи.

* * *

Нельзя не восхититься технологичностью антиматильдовской кампании. Сделать из одного-единственного фильма чуть ли не главный предмет политических дискуссий в стране. Почти год удерживать его в фокусе медийного внимания. Поднять немалую волну возмущения. Инициировать протесты по всей стране, причём с педалированием нежелательной для власти русской темы (на деле в данном случае не пошедшей дальше православия). Но делать это так, чтобы власть не могла спокойно прессануть, потому что слишком громко и номинально не против власти, а за. Добиться поддержки ряда иерархов РПЦ. Использовать православие как идейный щит, но не допустить ни малейшего уклона в антисоветчину или Белую идею. И обосновывать весь процесс казённой «борьбой с экстремизмом и разжиганием розни». Нет, согласитесь, это виртуозно! «Мы протестуем, потому что мы за власть!». «Мы хотим спасти Путина от вредного окружения, разжигающего рознь!». Различные НОДовцы и иные старатели «за Путина против пятой колонны» нервно курят в сторонке!

Ставка на эмоциональный отклик русских людей сыграла безошибочно. Тем более, что русофобы всех мастей не преминули воспользоваться случаем и поглумиться над русской историей самым изощрённым образом, усиливая этот отклик во много раз. Именно подобные глумления и заставляют включаться в кампанию даже людей далёких от современного кинематографа. Единство либерастов и леваков в оголтелой и неприкрытой русофобии стало как никогда очевидным в ходе обсуждения вопроса «Матильды».

Видя такой напор со стороны своих противников, многие русские просто не могли не поддержать Наталью Поклонскую и готовы были простить ей все былые огрехи – и бездеятельность в деле защиты русских в Крыму, и стыдливое мямленье про «Украину, которая одумается, и на Донбассе будет мир», и позорище «я поздороваюсь с Савченко», и даже карикатурность её монархизма, который не идёт далее почитания Николая Второго. Да, собственно, и вспоминать об этом уже было неловко. После всего, что случилось за год, с тех пор как Поклонская стала депутатом Думы, после тех ушатов грязи, которые на неё вылили, после давления со стороны собственной партии, на которое она так мужественно ответила «Я не сломаюсь и не отступлюсь!», как можно что-либо возражать против такого человека?

В чисто имиджевом плане в глазах православной публики она в какой-то степени переиграла даже Стрелкова, вечно напуганного перспективой смуты, стремящегося «объединить всех патриотов» и ради этой эфемерной цели водящего дружбу с записными леваками-заукрами. «Наша Наташа за идею людей на улицы вывела, а Стрелков даже не попытался бросить клич!» (1, 2).

Спору нет, искренний порыв порядочных людей вызывает подлинную симпатию. И понятно, что в атмосфере нарастающей истерии поддержать ту сторону, которая кажется своей, да ещё подвергается ожесточённым нападкам, – вполне естественное и достойное побуждение.

Однако иногда банан – это даже не просто банан, а всего лишь банановая кожура, совершенно пустая внутри. Как бы кому-то ни хотелось, кампания против «Матильды» – это всего лишь кампания против «Матильды», а не защита веры, монархии, русской идеи или истории. Но на этой банановой кожуре очень легко поскользнуться и попасть в лучшем случае в смешную, а в худшем – в опасную ситуацию, которая никак не приблизит нас к достижению русских целей, если не отдалит. Именно это в итоге и произошло.

Понятно, что на пике истерии одолевали эмоции. Но давайте немного отойдём от угара, благо прошло достаточно времени, и попробуем разобраться в происходящем! Так ли искренни были те цели и те лидеры, которых нам предлагают поддержать?

В течение нескольких месяцев мы кропотливо собирали в сети информацию о фильме «Матильда», о лицах, причастных к производству и этого фильма, и последующего скандала с ним. Мы не претендуем на то, что вскрыли все обстоятельства, имеющие отношение к этому делу. Но мы хотим показать Вам факты, которые необходимо знать, прежде чем давать свою оценку всей этой ситуации, если не сказать этому перфомансу с «Матильдой». Факты, которые заставляют пересмотреть устоявшиеся позиции по этому вопросу. Разумеется, было бы лучше, если бы эти факты были представлены ранее. Но мы занялись этим вопросом не так давно, и сбор информации занял больше времени, чем ожидалось.

/Продолжение следует/

Tags: Матильда
Subscribe

  • Фарс и трепет 2017-го (2)

    /Продолжение. Начало здесь/ Весной наметился новый поворот в сирийском сюжете. Уже первые шаги Трампа на посту президента дали понять, что…

  • 2016. Политическая летопись. Окончание

    Наконец, удалось дописать летопись прошлого года. Неожиданно дело оказалось не таким уж простым. Сначала думалось, что знаковых событий в прошлом…

  • 2016. Политическая летопись

    По традиции под Новый год выкладываю свою Политическую летопись. 2016. Политическая летопись (1) 2016. Политическая летопись (2). Первое…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments